За нарушения с ККТ хотят ввести большие штрафы: до 1 млн руб. Нынешних штрафов за нарушения 54-ФЗ маловато будет, считают власти и готовятся усилить карательные меры

Минфин разработал проект поправок в КоАП, в том числе в части административной ответственности за нарушения законодательства о ККТ.

Планируется ввести штраф за применение ККТ по расчету, не имевшему места в хозяйственной жизни пользователя. За это полагается наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей; на юрлиц — в размере от 20 до 40 тысяч рублей.

Что особенно неприятно — резко увеличивается штраф за повторное неприменение ККТ. Речь уже идет не только об приостановке деятельности фирмы на срок до 90 суток, но о внушительном размере штрафа — от 800 тыс. до 1 млн. рублей.

За неуказание в фискальном документе наименования товара при реализации продукции, в отношении которой установлены требования по маркировке, а равно указание такого наименования в искаженном виде будет предусмотрен штраф на должностных лиц и ИП в размере 50 тысяч рублей; на юрлиц — 100 тысячрублей.

За непредставление в установленный срок в налоговые органы всех фискальных данных, которые подлежат передаче в налоговые органы, будет предусмотрен наложение штраф на должностных лиц и ИП в размере 50 тысяч рублей; на юрлиц — 100 тысяч рублей.

Предусматривается введение в статью 27.20 КоАП новой меры пресечения, которую могут использовать налоговые органы при ведении административных дел — блокировка устройства. 

Под блокировкой устройства понимается действия уполномоченного лица в отношении такого устройства по электрическому, механическому или электромеханическому воздействию в целях прекращения возможности выполнения таким устройством определенных функций (функции приема наличных денег, осуществления безналичных оплат и перевода денежных средств).

Кто против

Между тем на этот проект Минфин получил отрицательное заключение по итогам процедуры оценки регулирующего воздействия.

В Минэкономразвития, в частности, отметили, что из проекта неясно, как следует понимать «расчет, не имевший места в хозяйственной жизни», не определено, будет ли расчет считаться таковым в случае полного отсутствия расчета либо его частичного отсутствия, а также в случае продажи товара со скидкой или в рассрочку.

Кроме того, штрафы за повторное нарушение 54-ФЗ существенно превышают действующие санкции. Возложение на хозяйствующий субъект административной ответственности в виде необоснованно завышенных штрафов может повлечь существенный рост административной нагрузки на него, создать дополнительные инструменты давления и, как следствие, повлечь многочисленные судебные споры, говорится в заключении об оценке регулирующего воздействия проекта.
Также в заключении указано, что представляется избыточным проектирование ответственности за «указание наименования товара в искаженном виде».

Что касается блокировки устройства, то проект не содержит четких оснований для принятия решения уполномоченными лицами о блокировке устройства, также не определены сроки и порядок разблокировки устройства.

Отсутствие однозначности в определении механизма реализации предложенного регулирования, а также возможность применения неограниченных оснований для действий контролирующих органов могут привести к существенному росту административной нагрузки на ИП и юрлиц, а также создают дополнительные инструменты давления на них и, как следствие, могут привести к многочисленным судебным спорам.

Свои отрицательные заключения на проект дали и региональные бизнес-омбудсмены (Клерк).