Профильный комитет Госдумы поддержал законопроект, несмотря на возражения предпринимателей

Квалифицированные электронные подписи (КЭП) юрлицам сможет выдавать только удостоверяющий центр (УЦ) Федеральной налоговой службы (ФНС), а кредитным организациям – УЦ Банка России, говорится в поправках.

Законопроект ужесточает требования к коммерческим УЦ: они должны иметь капитал не менее 1 млрд руб. или не менее 500 млн руб., но тогда филиалы не менее чем в трех четвертях регионов.

Изменить правила выдачи КЭП власти хотят давно – слишком много допускают нарушений. С начала 2018 г. по II квартал 2019 г. только ФНС зафиксировала около 43 300 случаев неправомерного использования КЭП, рассказывает представитель ФНС. 

Самое распространенное нарушение: КЭП выдается по фиктивным документам, используется для регистрации юрлиц и ИП. Бывает и такое, продолжает он, что организация сдает налоговые декларации, а когда приходит проверка и находит махинации, отрицает, что подписывала и сдавала подобную отчетность.

ФНС оценила ущерб: с начала 2018 г. по I квартал 2019 г. выявлены 3674 декларации с использованием КЭП, полученные на третьих лиц без их ведома или по поддельным документам, фиктивный оборот по ним – 88 млрд руб.

Ограничить выдачу несколькими УЦ нельзя – нарушения связаны с выгодой для аккредитованных УЦ или их сотрудниками, считает представитель ФНС. Если сертификаты будут выдавать госорганы, коммерческая составляющая уйдет. К тому же у службы есть дополнительные сведения для выявления фальсифицированных документов, объясняет он.

Ежегодно выдается около 5,5 млн КЭП, из них 95% получают юрлица, говорит советник гендиректора СКБ «Контур» (выдает электронные подписи) Анастасия Лабуцкая. Людям достаточно простой электронной подписи, компании используют КЭП: к примеру, из-за новых государственных систем маркировки, ЕГАИС. 

Законопроект фактически отнимет у коммерческих УЦ 95% бизнеса, а с учетом ужесточения требований для УЦ приведет к еще большей монополизации рынка, сетует она.

Централизованная система будет уязвима для неумышленных сбоев, деятельность всех юрлиц в России может быть парализована: не только приостановится документооборот, но будут сорваны торги и хозяйственная деятельность, продолжает Лабуцкая. Удобная мишень для кибератак, она может стать инструментом мошенничества, считает представитель Тинькофф-банка, не ясно, какой регулятор будет контролировать соблюдение ФНС требований к выдаче электронных подписей и как будут компенсироваться возможные убытки.

На законопроект уже жаловалось председателю правительства Дмитрию Медведеву некоммерческое партнерство ECR (объединяет X5 Retail Group, Unilever, L’Oreal, Metro Cash & Carry и еще более 70 компаний), писал РБК: его принятие может парализовать бизнес.

А еще законопроект неверно оценивает расходы, которые повлечет его принятие, считают участники рынка. Правительство дало на него положительное заключение – финансовое, что его реализация не потребует дополнительных средств из федерального бюджета, говорит представитель вице-премьера Максима Акимова. 

Ассоциация РОСЭУ («Разработчики и операторы систем электронных услуг») считает, что, если Дума примет поправки, это приведет к увеличению расходов компаний на электронный документооборот более чем на 30 млрд руб., говорится в письме ассоциации Аксакову. Ее президент Юрий Малинин подтвердил отправку письма.

Еще 20 млрд руб. придется потратить из бюджета на доработку государственных систем электронного документооборота, подсчитали в ассоциации. Потратиться государству придется и на создание инфраструктуры УЦ в ФНС, считают в ассоциации: это потребует разовых расходов в размере 5 млрд руб. и ежегодно еще 20 млрд руб. на ее содержание.

Представитель ФНС называет оценку не соответствующей действительности, поскольку у службы уже есть сеть УЦ и опыт поддержания работы сервисов выдачи ЭП физическим лицам в личном кабинете на сайте ФНС России.

Наши новости так же можно читать в Telegram-канал  https://t.me/horecanews